...

Детские загадки о природных явлениях

Часто случается так, что вечером ваших детей не угомонить, ведь они хотят провести с вами время, но рисовать, лепить и просто играть уже поднадоело? В такие дни для детей дошкольного возраста интересным занятием станут загадки, например, о воде и об окружающем мире.

Разгадывание загадок – замечательный вариант семейного вечера. Ведь озадачиваться ответами на ловко зашифрованный вопрос – увлекательное дело. Да и родителям придется по душе тот факт, что с помощью этих коротких, чаще всего зарифмованных вопросов можно не только развлечь свое маленькое солнышко, но и помочь ему узнать что-то новое о природе и окружающих его предметах.

девочка отгадывает загадку о природе

Плюсы от разгадывания

Разгадывать загадки не только весело, но и познавательно. В коротком определении указываются отличительные характеристики предмета, которые необходимо сопоставить с увиденным в жизни. А значит, нужно вспомнить, как трогали руки холодную сосульку, каким непостоянным может быть ветер, какое большое было море или озеро, и что дуб растет очень медленно, а елку лучше не трогать за иголки, что ты узнал из книг про вулкан, воздух, о деревьях и о природе.

Хвалите детей за разгадывание загадок. Этот вид игры стимулирует развитие образного мышления, аналитических способностей, расширяет словарный запас и прививает интерес к окружающему миру и природе.

Загадки помогут ребенку закрепить новые знания о мире, научиться связывать явления между собой, быть любознательным.

Лучшие загадки по теме

Про воду


И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (Вода)

Два брата через мать друг на друга глядят. (Берега реки)

Сани бегут, а оглобли стоят.

Воронко бежит, а оглобли стоят. (Река и берега)

В жаркий день самой желанной бывает. (Вода)

Один бежит, другой лежит, третий кланяется. (Река, берег, трава)

Один говорит: «Побежим, побежим».

Второй говорит: «Полежим, полежим».

Третий говорит: «Пошатаемся». (Река, камень, трава)

Кто такие три кривые? (Река, дорога, изгородь)

Не драгоценный камень, а светится. (Сосулька)

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)

Кругом вода, а c питьем беда. (Море)

По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет. (Волна)

Не море, не земля. Корабли не плавают, а ходить нельзя. (Болото)

Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
И в руках не удержать? (Вода)

Про ветер


Кто не ведает границ?

Он летит быстрее птиц,

Он то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен.

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это…

(Ветер)

Без рук, без ног, а дерево гнет.

(Ветер)

Кто летает выше туч?

Кто коварен и могуч?

Он бывает, не приметен

Озорник, проказник…

(Ветер)

Расходится детина – удержу нет,

Уляжется – не видать, не слыхать.

(Ветер)

Живет без тела, говорит без языка.

(Ветер)

Никто меня не видит, да всякий слышит.

(Ветер)

Страшно. Громко. У-у-у!

Я дома не уйду.

Не пройти нам, глазки жмуря.

То бушует, воет….

(Буря)

Бежал по тропке луговой—

Кивали маки головой,

Бежал по речке голубой —

И речка сделалась рябой.

(Ветер)

Бежит по снегу, а следу нету.

(Ветер)

Без крыл летит, без ног бежит.

(Ветер)

Без ног, а на большой скорости мчит и во все окна стучит. (Ветер)

Без языка, а свистит; без ног, а мчит. (Ветер)

Выше лесу, тоньше волосу. (Ветер)

Гуляет в поле, да не конь,

летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Есть на свете конь — всему миру не сдержать.

(Ветер)

Про сосульки


Зима на крыши серые

Бросает семена –

Растит морковки белые

Под крышами она.

(Сосульки)

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись.

(Сосулька)

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосулька)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет –

Гвоздь упадёт.

(Сосулька)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

(Сосулька)

Морковка бела

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело —

Всю морковку съело.

(Сосулька)

Детки сели на карниз

И растут всё время вниз.

(Сосульки)

Был простой, обычный дом,

что же изменилось в нем?

Появилось украшенье –

людям всем на удивленье:

хрупкая и странная

бахрома стеклянная.

(Сосульки)

Висит за окошком

Кулек ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

(Сосульки)

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз,

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись.

(Сосульки)

О природе


Жевать — не жую,

А все пожираю. (Огонь)

Не живое,

А на всех языках говорит. (Эхо)

Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Падает горошком,

Скачет по дорожкам. (Град)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки. (Облака)

То я булка, то рожок. Ты узнал меня, дружок? (Луна)

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать,

Кто я? Можешь угадать?

(Ветер)

Меня все просят, ждут, а только появлюсь — так прятаться начнут. (Дождь)

С неба — звездой,

На ладошку — водой. (Снег)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной.

(Радуга)

Кто без бревен через реки

Мосты строит?

(Мороз)

Что вниз вершиной растет?

(Сосулька)

Поднялись ворота –

Всему миру красота.

Приказало солнце: «Стой,

Семицветный мост крутой!»

Тучка скрыла солнца свет.

Рухнул мост — и щепок нет!

(Радуга)

Подходила, грохотала,

Стрелы на землю метала.

Нам казалось, шла с бедой.

Оказалось — шла с водой.

Подошла и пролилась,

Вдоволь пашня напилась.

(Туча)

У нас под самой крышей

Белый гвоздь растет,

Но как солнышко взойдет,

Гвоздь растает, упадет.

(Сосулька)

Бежать, бежать — Не добежать,

Лететь, лететь — Не долететь.

(Горизонт)

Что с земли не подымешь?

(Тень)

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.

(Радуга)

Крупно,

Дробно зачастило,

Всю землю напоило?

(Дождь)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём.

(Роса)

Зеленеют луга,

В небе – радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето:

Всех зовёт купаться …

(Лето)

Зимой – звезда, весной – вода.

(Снежинка)

Про деревья


За окошком, на виду,

Книга выросла в саду.

Зазвенели со страниц

Голоса веселых птиц.

Ветер мимо пролетал,

Книгу всю перелистал.

Солнышко с утра как встало,

Так до вечера читало.

А потом немало дней

Тучи плакали над ней.

(Дерево весной, летом, осенью)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок.

(Лиственница)

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина)

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

Белые овечки

Бегают по свечке.

(Верба)

Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

Ее всегда в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет

Под Новый год –

Ребята будут рады,

Хлопот веселых полон рот:

Готовят ей наряды.

(Елка)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Елка)

Красавица какая

Стоит, светло сверкая?

Как пышно убрана…

Скажите, кто она?

(Новогодняя елка)

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,

Хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

(Лес)

Весной одевается,

Осенью раздевается.

(Лес)

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес)

В шубе – летом,

А зимой – раздетый.

(Лес)

Что не сеяно родится?

(Трава)

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же … (крапива)

Ах, не трогайте меня!

Обожгу и без огня.

(Крапива)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит.

(Крапива)

Только тронь –

Отдернешь ладонь:

Обжигает трава,

Как огонь.

(Крапива)

Сидит на палочке

В красной рубашечке,

Брюшко сыто —

Камнями набито.

(Шиповник)

Про солнце


Не стукнет, не брякнет,

Не спросит чего,

А, если захочет,

Заглянет в окно.

(Солнце)

Не сидится высоко,

Прокатится далеко,

Везде погуляет,

Всех нас согревает.

(Солнце)

Красная девушка в окошко глядит. (Солнце)

Чего в сундук не запрешь? (Луч солнца)

Из окна в окно – золотое веретено. (Луч солнца)

Хозяин спит – овцы на выгоне, хозяин выглянет – овец не видно, хозяин спрячется – овцы опять обозначатся. (Солнце и звёзды)

Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. (Солнце и небо)

Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. (Солнце и небо)

Золот хозяин – на поле, серебрян пастух – с поля. (Солнце и месяц)

Печь не топится, дрова не курятся, а тепло. (Солнце)

Встану я рано, бело да румяно, да как распушу золотые волосы, да выйду за город – и человек и зверь возрадуются. (Солнце)

Красная девица по небу ходит. (Солнце)

Выйдет Егор на бугор – выше леса, выше гор, с бугра спускается – за травой скрывается. (Солнце)

Про вулкан


Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую? (Вулкан)

Взметнулся в небо ураган

Горячего и злого нрава:

Откупорив из камня жбан,

Льёт вниз расплавленную лаву

И вьюжит в воздухе отраву

Разгневанный седой … (Вулкан)!

Курит горочка, дымит,

Пепел  сносит в океан.

Слышно,  как гора храпит

Не будите! Спит…

(Вулкан)

Я черный страшный великан

Что делать мне – решаю сам

Могу я спать, могу рычать,

Огонь и пепел извергать

А ну, попробуй угадать

Как же меня звать?

(Вулкан)

девочка разгадывает загадку

Как подготовить детей?

Детей можно начинать вовлекать в игры по разгадыванию загадок с того момента, как они начинают говорить не только простые слова, но и способны назвать окружающие предметы. Детям двух с половиной лет такое задание уже по плечу.

Если вы решили в первый раз с ребенком озадачиться ответами на загадки, то проанализируйте свои прогулки с ним и то, как вы читаете ему книги. Летом, гуляя в парке вы можете:

  • найти елку, дуб, потрогать желуди, колючие иголки;
  • рассказать, откуда берется ветер, и что нас окружает воздух, куда уходит спать солнышко;
  • поговорить о деревьях, как они растут. Посмотрите на дуб, обсудите форму листьев, желуди. Найдите и маленький дуб, совсем еще росток, не забыв снабдить детей ответами, откуда он тут взялся;
  • объяснить, почему после дождя, если светит солнышко, можно увидеть радугу;
  • порассуждать, как получилось такое большое озеро, и чем оно похоже на море.

Если вы отдыхаете на море, дайте пояснения, почему оно соленое, и как ветер гонит волны.

Когда вы гуляете на природе зимой, вокруг холодный воздух, то говорите о снеге, пусть ваше солнышко подует на снежинки и убедится, что они растаяли, так как дыхание – это воздух теплый. Сорвите сосульку. Если рядом есть озеро, то будет здорово убедиться, что его сковал лед. Навестите елку и дуб и заметьте, что на деревьях давно нет листвы, её сорвал осенний ветер, а вот елку он обошел стороной, и все иголки у нее на месте круглый год. Вернувшись домой с прогулки, попросите детей рассказать домашним об увиденном. Так они смогут ненавязчиво закрепить полученные знания.

Читайте для своих детей не только сказки, но и познавательную литературу. Детям постарше можно рассказать, как образовались горы, а из горы – вулкан. Сделайте маленький вулкан дома. Для этого вам понадобится небольшая пластиковая бутылка, пластилин, вода, уксус и сода. Воду налейте в бутылку, облепите её пластилином – теперь это гора. Добавьте в воду уксус и соду, размешайте, и ваш вулкан начнет извержение. Дети будут в восторге, уж поверьте. Только будьте готовы к тому, что вулкан нужно разместить в тазу или в ванной, иначе на полу образуется озеро пены, а может, и целое море.

С чего начать?

Для детей двух с половиной – трех лет подойдут простые загадки о животных. Ведь герои первых детских сказок именно они. Ваша кроха без труда угадает зайчика, волка, лису или мишку. Если вы подготовили его (ненавязчиво рассказывая ему во время прогулок об окружающих предметах и явлениях), то загадки про теплое солнышко, ветер, воду, море, радугу тоже не вызовут у него затруднений.

Детям четырех–пяти лет можно начать рассказывать о свойствах предметов и их различных состояниях. Самым простым и наглядным примером различных свойств одного и того же вещества станет, конечно же, вода.

Головоломки о различных состояниях веществ

Знакомить ребенка с чем-то новым и интересным – всегда увлекательное занятие. Если вы хотите удивить своего дошкольника, расскажите ему про воду и её различных состояниях. Объясните, что сами люди состоят большей частью из воды, что вода имеет 3 состояния: твердое, жидкое и газообразное. Проведите опыт: достаньте из морозилки кусок льда или принесите снег с улицы, потрогайте, нагрейте его в кастрюле и дайте убедиться ребенку, что он растаял. Пусть вода закипит, и вы понаблюдаете, как в виде пара вода улетает в воздух. Дождитесь, пока вода вся выкипит, и удивите этим свою кроху. Уйма положительных эмоций вам обеспечена, ведь дети еще любознательны, и им все это интересно. А потом можно заняться отгадыванием загадок о различных состояниях воды, и вы будете приятно удивлены правильными ответами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: