Ребенок в 2 года в наше время выглядит вполне современно, сидя перед экраном телевизора и самостоятельно переключая каналы. От достижений науки и техники не уйти даже самым ярым ее противникам. И как бы некоторые родители не стремились ограничить влияние вредных телевизоров и телефонов на свое чадо, без этих предметов мы уже не мыслим свою жизнь. А ребенок внимательно копирует взрослых. Конечно, мультфильмы и теле-сказки освобождают много времени родителям для выполнения домашних дел, однако не следует забывать о всестороннем развитии малыша. Сидение перед телевизором не будет развивающим, если мама или папа не поприсутствуют рядом и не прокомментируют тот же мультфильм или сказку. А еще лучше – почитают книгу или сами поиграют с ребенком. В какие игры лучше играть и какие игрушки для детей в 2 года лучше выбрать, об этом мы сейчас и поговорим.
Развиваем воображение
Какие игрушки, рассчитанные на возраст 2 лет способствуют развитию воображения?
Для этих целей подойдут любые подручные предметы или уже имеющиеся в доме игрушки. Малыш должен понимать, что у предмета нет однозначного предназначения, и при наличии должной фантазии можно превратить лист бумаги в шляпку, ватные шарики – в снег, валик на диване – в лошадку. Объясняйте ребенку все, что вы делаете. Если вы представляете лошадку из подушки, малыш должен обязательно перед этим увидеть настоящую лошадь и скачущего на ней всадника. Вот здесь телевизор будет кстати, потому что наблюдать скачущих на лошади людей по улице в наше время – редкость. Другой вариант игры – снег из ватных шариков или кусочков бумаги. Соответственно, малыш должен знать, что такое снег. Ваша задача будет объяснить смысл сравнения ваты и снежных хлопьев, провести параллель на основе цвета.
Изучаем цвета
И мы подошли с вами к следующей развивающей задаче. Игрушки для детей 2 лет можно использовать для изучения цветов. Возьмите обыкновенную коробку и обклейте ее бумагой того цвета, который вы хотите изучить с малышом. Положите в нее несколько предметов такого же оттенка. Попросите ребенка дать вам машину или кубик такого цвета. Когда вы добьетесь точного выполнения просьбы, можно подкладывать в коробку игрушки других расцветок и просить малыша выбрать нужный предмет. Про другие интересные игры с цветами можно почитать здесь.
Различаем звуки
Если до года ребенок в основном учился слышать мелодии или шумы, приучался выделять ритмические отрезки в музыке и речи, то после 2 лет задача усложняется: нужно научить малыша различать звуки речи, природы, различных предметов и правильно реагировать на них. Прислушайтесь, как шумит вода, как жужжит муха, как тикают часы и попробуйте сымитировать эти звуки вместе с ребенком. В качестве «музыкальных инструментов» подойдут деревянные ложки, металлические крышки от банок. Обращайте внимание на сигналы машин, песни птиц за окном. Для развития слуха многие родители увлекаются музыкальными игрушками для детей 2 года. Однако усердствовать не следует. Они воспроизводят звуки ненатурального, электронного голоса, поэтому ограничивайте общение малыша с подобными предметами до минимума. Вселенная полна разнообразных звуковых сочетаний. Пусть ребенок учится общаться с природой, животными, а не искусственным миром.
Развитие представлений о форме предмета
Кроме различных кубиков, пирамидок, машинок, которых к 2 годам обычно накапливается в доме великое множество, игрушками, развивающими представления о форме, могут быть любые предметы в доме: табуретки, тарелки, старые журналы и книги. Пройдитесь с малышом по квартире и проанализируйте имеющуюся мебель и утварь. Показывая крохе тарелку, найдите в книжке круг или колесо и сравните их по форме. При любом удобном случае: на улице, в магазине – покажите малышу другие предметы той же формы (колеса, солнышко). Пусть ребенок сам найдет несколько круглых предметов. Таким образом, создается полноценная среда для развития маленького человека. Подключайте к делу и несложные конструкторы, с которыми малыш в состоянии справиться сам. Пусть поймет, что форма не есть нечто данное, а ее можно создавать самому.
Книги
Хорошие книжки для знакомства с формой и цветом, рассчитанные на возраст от 2 лет:
Игрушки-заместители
Ребенок после 2 лет во всем старается подражать взрослым. Он активно помогает маме в ее домашних делах и искренне обижается, если его отталкивают. Он хочет есть вилкой, как мама и папа, а не ложкой, как предлагают родители. Для создания ребенку похожей на взрослую окружающей среды помогут игрушки для детей 2 лет, замещающие взрослые аналоги. Приобретите для малыша отдельный набор посуды, который будет использоваться только им. Не лишним будет копия набора предметов гигиены (расчески, полотенце). Малыш должен знать свои личные вещи. Желательно наличие и собственного стульчика для кормления, столика для игр. Существуют даже игрушки-заместители самого ребенка. Вы, наверное, не раз сталкивались с проблемой плохого аппетита у детей. Что в этом случае делают родители? Садят кукол, зайчиков и «кормят» их, стимулируя малыша к еде. Это и есть заместители. Но такие игрушки могут учить ребенка и другим вещам: двигаться под музыку, хлопать в ладоши и другое. Все в ваших руках!
Некоторые игрушки для детей 2 лет в этом возрасте уже необходимо подразделять по половому признаку. Если в доме растет мальчик, то покупают машинки, тракторы, конструкторы, а если девочка – куклы, зайчики, колясочки. Это необходимо для формирования представления о различии полов, которое начинает ярко просматриваться в поведении детей.
Как для мальчиков, как и для девочек подойдут так называемые динамические игрушки (шагающие, прыгающие зайцы, человечки; машины на батарейках и т.д.). Можно включать в игру конструкторы «Лего», состоящие из отличных друг от друга деталей и имитирующие действия и предметы из реальной жизни. Включайте ребенка в ролевые игры, которые после трех лет станут ведущим инструментом в познании окружающей среды. Малышу легче понять и запомнить, если игрушки оживут, а он представит себя частью их мира. Оторвитесь от экранов и домашних дел, уделите внимание своему крохе, и вы заметите, как много он способен узнать, запомнить, освоить, если вы будете с ним рядом.