Всестороннее развитие детей – вопрос, который заботит и родителей, и педагогов. Эта тема имеет множество аспектов, но фундаментом общего развития является становление органов чувств. С этой целью в детских образовательных учреждениях, включая и обычные школы, и интернаты, и детские сады, создаются сенсорные комнаты для детей. Понятие «сенсорная комната» введено Марией Монтессори – известным итальянским педагогом. Речь идет об искусственно созданной среде, все элементы которой стимулируют восприятие, способствуя его развитию.
Польза сенсорных комнат
Органы чувств и связанные с ними мозговые центры подчиняются всеобщему принципу: чтобы тот или иной орган сохранял работоспособность и развивался, он должен регулярно и интенсивно работать. Именно это происходит в сенсорной комнате, где осуществляется воздействие на все человеческие сигнальные системы, включая слух, зрение, обоняние, вкус, осязание и чувство равновесия. Пользу такого стимулирования трудно переоценить:
- зрение успешнее адаптируется к освещению разной степени интенсивности и к цветовым оттенкам;
- стимулирование слуха позволяет более тонко различать звуки разной высоты;
- работа с вестибулярным аппаратом развивает скорость реакции и ориентирование в пространстве;
- разнообразие тактильных ощущений обогащает индивидуальный опыт ребенка.
Занятия в сенсорной комнате, которые проводятся в игровой форме, полезны любому ребенку, но особенно важны они для детей с низким уровнем внимания, гиперактивных, страдающих аутизмом.
Оборудование сенсорных комнат
Различают два типа сенсорных комнат – для разгрузки и релаксации и для активации и развития. В первом случае обстановка способствует психологической разгрузке и спокойствию. Для развития и активации в комнате должно быть большое количество стимулирующего материала, обращенного к различным анализаторам:
- проекторы, фибероптические нити, меняющие цвет, воздушно-пузырьковые колонны воздействуют на зрение;
- музыкальные центры, шумовые наборы, музыкальные инструменты способствуют развитию слуха;
- аромалампы и коробочки с запахами стимулируют обоняние, в зависимости от характера запаха эти приспособления могут помогать расслабляться или, напротив, приводить в тонус;
- тактильные панели, сенсорные мостики, сухие бассейны, наполненные шариками, развивают тактильные ощущения.
Чтобы заказать все необходимое для сенсорной комнаты или оборудовать кабинет английского языка, можно обратиться в компанию «АЛМА». Этот российский производитель интерактивного оборудования для ДОУ ежегодно представляет новые продукты, соответствующие всем требованиям современной педагогики.