...https://steshka.ru/osobennosti-vybora-tyuli-dlya-interera

Особенности сенсорного развития дошкольников

Доброе утро, дорогие друзья! Наступает зима, и у нас с Вами уже нет возможности играть с нашими детьми в песочнице на улице. Тем самым мы ограничиваем малышей от очень важных для его развития тактильных игр. Так давайте же устроим песочницу у себя дома. Сенсорное развитие детей раннего возраста очень зависит от полученных тактильных ощущений.

сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Что такое и зачем это нужно?

Сенсорное развитие малышей дошкольного возраста очень важно для овладения практическими навыками, для психического и физического развития. Самый активный период для малыша – до 3 лет. Именно в это время он максимально обогащает свой сенсорный опыт: исследует предметы на цвет, величину, объем и даже на вкус.

Таким образом, главная роль родителей заключается в том, чтобы предоставить для детей дошкольного возраста возможность сенсорного исследования в максимально допустимых объемах.

сенсорное развитие детей дошкольного возраста6

 

Или хотя бы постараться не мешать детям познавать окружающий мир.

Сенсорное развитие детей раннего возраста наиболее ярко выражено в Вольдофской педагогике и системе Монтессори.

В первом случае большое внимание уделяется дыханию и пульсу детей дошкольного возраста (для этого проводятся специальные упражнения), подражанию, свободе поведения. В такой школе или детском саду нет разделения на талантливых или бездарных детей, на отличников или неудачников.

Методика сенсорного развития малышей дошкольного возраста Монтессори позволяет каждому малышу действовать и развиваться в своем естественном темпе. Для детей создаются максимальный психологический комфорт. Они могут действовать совершенно свободно в сенсорном освоении мира.

До трех лет ребенок изучает в основном признаки, свойства и характеристики предметов. Самые простые действия в эту сторону – хватание, попытки манипуляций с предметом. Впоследствии методы познания мира усложняются.

Для безопасного развития детей дошкольного возраста и одновременно полноценного развития рекомендуется организовать специальное пространство. Это может быть комната, оборудованная по методике Монтессори; это может быть набор тактильных игрушек и т.д.

При этом родители или воспитатели не должны играть пассивную роль. Вместе с сенсорным восприятием идет развитие речи, изучение изобразительного искусства, освоение музыки. Без всестороннего охвата всех сфер деятельности человека развитие способностей малыша невозможно.

сенсорное развитие детей дошкольного возраста2

Задачи по годам

На первом году жизни ребенок осваивает форму и величину предметов. Восприятие цвета в течение этого периода затруднено, так как требует более сложного сенсорного освоения действительности.

В два года ребенок уже может сравнивать, сопоставлять. Малыш может распознавать свойства предметов или называть предметы по указанным свойствам. Например, мячик или шарик – круглые. На этом этапе развития будут полезны упражнения с пирамидками, матрешками, кубиками. Благодаря им ребенок будет учиться сопоставлять формы и размеры предметов.

В два года важно и слуховое развитие. У детей формируется речевое восприятие. Малыши начинают различать основные цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и т.д.). Очень полезны для сенсорного развития малышей дошкольного возраста деревянные игрушки благодаря природному материалу, его свойствам и фактуре.

На третьем году жизни ребенка характерно ускоренное сенсорное развитие. Дети стремятся следовать образам, которые дают взрослые. Из развивающих занятий весьма полезными будут игры с мозаиками, конструкторы, рисование красками или карандашами.

Критериями нормального сенсорного развития детей дошкольного возраста к трем годам могут быть следующие:

  • ребенок успешно сопоставляет фактуру, форму и другие признаки предметов;
  • может сгруппировать предметы по заданным признакам (форма, цвет, величина и другие);
  • обозначает предметы (лес, река, дом) по их сенсорным признакам;
  • уверенно употребляет названия предметов для обозначения форм;
  • сортирует предметы согласно их признакам;
  • активно использует в речи названия цветов.

Весьма полезным упражнением для сенсорного развития малышей дошкольного возраста может быть игра в прятки с предметами. Для этого предметы разной формы покрываются тканью, и малыш должен на ощупь назвать, о чем идет речь.

В три года ребенка уже можно спрашивать, чья это вещь (мамина, папина и т.д.).

Чтобы развить восприятие формы, можно разложить на кровати или коврике разные фигурки из бумаги, перемешать их, а потом попросить малыша рассортировать по формам. Полезным будет раскладывание палочек, карандашей, спичек; можно поиграть с шариками, мячиками, кубиками, сортируя их по цвету, форме, величине, объему.

Для сенсорного развития обязательно нужно, чтобы ребенок играл в песочнице. Это незаменимые упражнения для тактильных ощущений. А чтобы обеспечить малыша этой возможностью даже зимой, сделаем домашнюю песочницу своими руками.

сенсорное развитие детей дошкольного возраста3

Как сделать песочницу?

5-6 кг. манной крупы (она заменит нам песок). Большой таз. Горох, гречка, фасоль, рис, бобы, макароны, орехи…в общем все что есть из круп и орехов дома.

Варианты занятий

  • Выбираем бобы, макароны, орехи из манки и собираем в отдельную мисочку;
  • пересыпаем ложкой (чайной и большой) из одной миски в другую крупу, а потом пробуем то же самое сделать руками;
  • солим (покажите малышу, как можно взять тремя пальцами небольшую горсть манки и сыпать ее);
  • рисуем веселые картинки пальчиком на подносе с манной крупой; учимся просеивать при помощи сито;
  • ищем клад в манке (кладом могут быть разноцветные бусины, пуговицы, игрушки);
  • учимся сортировать (выбираем из манки бобы и макароны и складываем в две отдельные мисочки);
  • играем с воронкой (просеиваем через нее крупу, просовываем бобы, макароны);
  • учимся отгадывать, что это за крупа на ощупь, не глядя.

Вот в такие вот игры по сенсорному развитию можно играть с самого раннего возраста, даже с 6 месяцев. Тазик с манкой можно поставить в ванную и туда же определить малыша. Таким образом, Вы не будете волноваться, что малыш рассыплет несколько крупинок, и Вам придется убирать за ним всю квартиру.

Меры предосторожности: не оставляйте малыша одного с крупой и мелкими игрушками, это опасно. Кроме того, такой тазик можно держать всегда наготове и время от времени предлагать малышу поиграть с ним. Когда малыш подрастет, можно будет вводить более интересные игры уже с подготовкой родителей. Вот, например, наш жираф. Мы его украшали кукурузной крупой, а пятнышки делали с помощью гречневой крупы.

сенсорное развитие детей дошкольного возраста5

Играйте со своими малышами и фантазируйте! Это принесет огромную пользу и радость для всех.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 3
  1. Ирина

    А как быть, если малыш все тянет в рот??? Он же захочет попробовать эти интересности на вкус?

    1. alla87 (автор)

      Ирина, здравствуйте! Не бойтесь того, что малыш хочет попробовать все на вкус – это его естественная потребность. В случае с крупами я своей дочке позволяла попробовать гречку, чечевичку, рис на вкус, ничего страшного не случилось. Конечно, в случае с пуговицами, бусинами, надо обязательно присутствовать, когда малыш играет, но зато сколько пользы Вы принесете для развития его мелкой моторики пальцев рук и как следствия развитие речи.

    2. morskaia

      Лучше не спешить. Мы тоже все тянули в ротик, до определенного времени. Сейчас уже играем без проблем:)

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: