Еще около 10 лет назад ребенок, приходя в школу, только начинал знакомиться с буквами, звуками, слогами, и в результате первый год обучения был посвящен формированию тому, чтобы научиться читать и писать на начальном уровне.
Сегодня быстрый ритм жизни и образовательные программы требуют от детей умения читать и писать уже при поступлении в школу. В связи с этими нормами особое значение приобретают подготовительные детские центры, репетиторство учителей дошкольного и раннего школьного развития, занятия в детском саду, который берет на себя задачу научить детей самым необходимым знаниям и навыкам. Можно воспользоваться всеми приведенными способами, чтобы ребенок в первом классе, придя на урок, не чувствовал себя ущербным. Но что делать тем, у кого по тем или иным причинам не получается нанимать репетитора или посещать занятия вне дома, довольно трудно.
Я оказалась как раз в такой ситуации, когда дочь не ходила в детский сад по причине частых заболеваний: хорошего развивающего центра, где бы учили читать, поблизости не было, а репетитор – дело недешевое. Вот и пришлось мне самой овладевать методикой, как научить ребенка читать слоги.
Многие мамы боятся это делать, не хотят принять на себя ответственность за развитие детей.
По собственному опыту знаю: ничего сложного в том, чтобы научить малыша читать или писать, нет. Кроме того, вы начинаете больше и теснее общаться с собственным ребенком, который ценит вас и ваши знания. А теперь подробно.
С чего начать?
Как любой предмет в школе, обучение чтению тоже требует пособий и специальной литературы, в качестве которой для нас будет выступать Букварь.
Сегодня издательства предлагают массу букварей или книг на тему «Учимся читать по слогам» с картинками, по новым методикам, однако для меня главным критерием при выборе учебников является четкость в построении и структурированность материала.
Согласно перечисленным особенностям предлагаю буквари Н.С.Жуковой и А.Н.Ткаченко, которые можно также приносить на урок в 1 класс. Они построены так, что обучение чтению по слогам становится для малыша логически обоснованным.
Скачать книгу бесплатно можно здесь.
Почитать обзор про букварь Жукова можно здесь.
Итак, первый шаг сделан.
С какого же возраста можно задумываться над тем, как научить ребенка читать слоги?
Думаю, необходимость в этом возникает в 5-6 лет, но ни в коем случае не затягивайте обучение чтению до того времени, пока ребенок не пойдет на урок в школу в 1 класс. Будет поздно.
В возрасте 5-6 лет обучение чтению выглядит как сознательный процесс, конечно, если малыш приучен к книге и мама часто читала ему в более раннем возрасте.
Иначе усадить ребенка за книгу будет сложно. Начиная с 2-3 лет, не лишайте малыша возможности самому определить, интересно ли ему изучение букв.
У моей знакомой сын уже в два года читал по слогам. У меня дочь с двух лет начала активно интересоваться азбукой и знала, как выглядят и произносятся практически все буквы алфавита. Поэтому назвать определенно возраст, с которого нужно начинать учиться читать, сложно.
Ребенок сам даст понять, что он готов к обучению. Однако хочу предостеречь от методик, призывающих с трехмесячного возраста развешивать карточки с буквами по стенам, чтобы малыш их видел и запоминал. Мне кажется, что это вредно, поскольку ребенок запоминает буквы бездумно, не понимая их назначения и не соотнося со звуками. Мозг малыша засоряется не нужными ему пока вещами, отвлекающими от познания окружающего мира, который ребенок только начинает для себя открывать.
Целесообразней будет в таком возрасте использовать методику Домана по обучению ребенка чтению через запоминание слова.
Главное правило при обучении чтению – делать это ненавязчиво, в игре, иначе вы рискуете на всю жизнь отбить интерес к книге.
Попытайтесь заинтересовать:
- начните урок с того, что вылепите букву из теста, пластилина, рассмотрите предметы, названия которых начинаются на изучаемую букву;
- если позволяют финансы, приобретите «говорящую» электронную азбуку, карточки с буквами и картинками, кубики и т.д. (при выборе «говорящей» азбуки хочу предостеречь от часто встречающейся ошибки. Иногда в таких азбуках буквы произносятся так, как они называются в алфавите. Нам это не надо! Выбираем азбуку, где каждой букве соответствует один звук).
- Мы с дочкой очень любим вырезать буквы из сырой картошки, жарить их и съедать, выговаривая каждую букву. Примените фантазию, и способ мотивации обучения всегда найдется.
Следующее правило, как научить ребенка читать слоги, заключается в том, чтобы правильно произносить звуки. Ни в коем случае, называя малышу букву, не выговаривайте ее «официальное» название в алфавите.
Обозначайте ее звуком, например: М – «м», а не «эм»; Ш – «ш», а не «ша». Иначе у ребенка начнется путаница.
Существуют методики, по которым советуют пропевать гласные звуки (методика Зайцева). Думаю, такой подход возможен лишь на уровне изучения отдельных звуков и букв.
Поем слоги
Когда начнется чтение по слогам, лучше отойти от данного метода, иначе дети не будут делать пауз между словами и не видеть границ самих слов.
- Первый урок лучше посвятить изучению гласных А, О, У, Ы, И, Э.
- Не берите вначале буквы Е, Ё, Ю, Я – это грубейшая методическая ошибка. Они представляют собой два звука: Е – «йе», Ё – «йо», Ю – «йу», Я – «йа».
В разных позициях они и читаться будут по-разному. Не путайте ребенка.
Гласных звуков в русском алфавите всего 6, вот и выучите сначала эти шесть.
Что касается согласных, то советую изучать прежде всего звуки и буквы М, Л, потом Ш, Ж, С, З, т.е. шипящие и свистящие. Первая буква, которую освоила моя дочь, была Ж – уж очень ей понравилось ее звучание.
Как буквы сложить в слоги?
После освоения некоторых букв и звуков начинаем складывать слоги. Скачать бесплатно слоги можно здесь.
Первыми изучаем открытые слоги, т. е. заканчивающиеся на гласный звук, например: «бэ», «мэ», «ма», «па» и т.д. Они легче произносятся и усваиваются. Затем к открытому слогу можно присоединить один согласный, например: «ма-к», «со-к». Изучая следующие согласные, действуйте по тому же методу: сначала простые слоги, затем сложнее.
Обязательно закрепляйте и повторяйте пройденный материал при каждом удобном случае: во время прогулки на улице, дома при выполнении каждодневных действий.
Помните: повторение – мать учения.
Итак, мы выучили открытые слоги. Следующий этап – слоги закрытые. Они произносятся сложнее. Это слоги, где согласный, наоборот, бежит за гласным: «ап», «ам» и т.д. Варьируйте звуки в слогах, меняя их, чередуя. Когда ребенок научится хорошо читать слоги, приступайте к следующей ступени – словам.
Сперва подбираем слова с одинаковым типом слогов (ра-ма, мо-ло-ко) либо с несколькими открытыми и одним закрытым (об-ла-ко, ёл-ка).
Не берите труднопроизносимые слова, такие как сест-ра, дождь. Малышу сложно будет их прочитать, он начнет мямлить, в результате пострадает дикция. Пока не акцентируем внимание на выразительности или скорости чтения. Наша задача – вообще научиться читать. Скорость придет с практикой, а интонационное наполнение фразы возможно только при четком осознании ее смысла. Это дело более позднее.
Примеры игр
Если вашему ребенку предстоит поступление в школу в 1 класс, можно поиграть в ролевую игру: ученик – учитель. При этом учителем может выступать малыш. Пусть он попросит вас написать или прочитать слово. Сделайте это заведомо неправильно: пусть ребенок увидит ошибку и исправит вас. Это придаст ему уверенности в собственных силах и умение видеть свои и чужие ошибки, исправлять их. В 5-6 лет детям вполне под силу такие упражнения. Если есть возможность привлечь к занятиям ребят одного возраста, то они будут намного продуктивнее. У детей очень развито чувство конкуренции, они редко позволят кому-то быть лучше. Таким образом, появится стимул к работе над собой и мотивация, а 1 класс уже не будет так страшен.
Если ребенок все же не заинтересовался чтением даже после всех испробованных методов или у него плохо получается, не отчаивайтесь. Продолжайте попытки в игровой форме. Возможно, настанет момент, когда он морально созреет и сам примет участие в игре с удовольствием. Поддержите ребенка, не говорите, что у него что-то не получается, радуйтесь каждому новому успеху, шагу вперед.
Так что, как видите, вопрос, «как научить ребенка читать слоги?» не сложен. Нужно только проявить усердие, терпение, фантазию, следить, чтобы занятия проходили регулярно. Если у вас нет возможности уделять малышу много времени, поручите занятия бабушке, дедушке, дав предварительно необходимые инструкции. Иногда дети легче идут на контакт с представителями старших поколений и охотнее учатся у них. Используйте эту возможность, не ревнуйте. Все равно успехи ребенка будут вашей заслугой, так как вы мудро позволили им проявиться в нужном месте в нужное время. Вашим девизом должно стать правило: «Читаем по слогам вместе!»
Мультфильмы Дизяка мизяка
Придя в 1 класс, учитель может начать обучение чтению по слогам с видео студии «Дизяка мизяка». Его можно скачать или смотреть онлайн здесь:
Чем же интересны видео серии от «Дизяка мизяка»? Это учебные видео, представляющие собой короткие мультфильмы, каждый из которых посвящен отдельному складу. Именно складу, а не слогу, поскольку создавалось видео на основе методики Зайцева. В склад могут входить не только согласные и гласные, но также согласная буква с мягким знаком.
Схема видео от «Дизяка мизяка» очень проста:
- выезжает грузовик или кораблик, на котором везут кубики с буквами;
- кубики ставятся на землю;
- каждый звук произносится диктором отдельно;
- кубики соединяются и произносятся в составе склада;
- далее показываются картинки и написание нескольких слов, в состав которых входит этот склад;
- завершает видео песенка об этом складе.
Таким образом, если вы будете регулярно ставить ребенку онлайн этот мультфильм «Дизяка мизяка», он будет постепенно запоминать состав и звучание слога, воспринимая его как единое целое.
Достаточно в день просмотреть до 3-4 мультфильмов от «Дизяка мизяка». Малыш долго перед компьютером или телевизором не просидит, такой урок онлайн даст максимальную пользу для обучения.
Используйте любую возможность, чтобы сделать учебу красочной и увлекательной!
Отличная статья, большое спасибо! Все по полочкам, с нюансами и примерами!