Особенности сенсорного развития дошкольников

Доброе утро, дорогие друзья! Наступает зима, и у нас с Вами уже нет возможности играть с нашими детьми в песочнице на улице. Тем самым мы ограничиваем малышей от очень важных для его развития тактильных игр. Так давайте же устроим песочницу у себя дома. Сенсорное развитие детей раннего возраста очень зависит от полученных тактильных ощущений.

сенсорное развитие детей дошкольного возраста

К оглавлению ↑

Что такое и зачем это нужно?

Сенсорное развитие малышей дошкольного возраста очень важно для овладения практическими навыками, для психического и физического развития. Самый активный период для малыша – до 3 лет. Именно в это время он максимально обогащает свой сенсорный опыт: исследует предметы на цвет, величину, объем и даже на вкус.

Таким образом, главная роль родителей заключается в том, чтобы предоставить для детей дошкольного возраста возможность сенсорного исследования в максимально допустимых объемах.

сенсорное развитие детей дошкольного возраста6

 

Или хотя бы постараться не мешать детям познавать окружающий мир.

Сенсорное развитие детей раннего возраста наиболее ярко выражено в Вольдофской педагогике и системе Монтессори.

В первом случае большое внимание уделяется дыханию и пульсу детей дошкольного возраста (для этого проводятся специальные упражнения), подражанию, свободе поведения. В такой школе или детском саду нет разделения на талантливых или бездарных детей, на отличников или неудачников.

Методика сенсорного развития малышей дошкольного возраста Монтессори позволяет каждому малышу действовать и развиваться в своем естественном темпе. Для детей создаются максимальный психологический комфорт. Они могут действовать совершенно свободно в сенсорном освоении мира.

До трех лет ребенок изучает в основном признаки, свойства и характеристики предметов. Самые простые действия в эту сторону – хватание, попытки манипуляций с предметом. Впоследствии методы познания мира усложняются.


Для безопасного развития детей дошкольного возраста и одновременно полноценного развития рекомендуется организовать специальное пространство. Это может быть комната, оборудованная по методике Монтессори; это может быть набор тактильных игрушек и т.д.

При этом родители или воспитатели не должны играть пассивную роль. Вместе с сенсорным восприятием идет развитие речи, изучение изобразительного искусства, освоение музыки. Без всестороннего охвата всех сфер деятельности человека развитие способностей малыша невозможно.

сенсорное развитие детей дошкольного возраста2

К оглавлению ↑

Задачи по годам

На первом году жизни ребенок осваивает форму и величину предметов. Восприятие цвета в течение этого периода затруднено, так как требует более сложного сенсорного освоения действительности.

В два года ребенок уже может сравнивать, сопоставлять. Малыш может распознавать свойства предметов или называть предметы по указанным свойствам. Например, мячик или шарик – круглые. На этом этапе развития будут полезны упражнения с пирамидками, матрешками, кубиками. Благодаря им ребенок будет учиться сопоставлять формы и размеры предметов.

В два года важно и слуховое развитие. У детей формируется речевое восприятие. Малыши начинают различать основные цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и т.д.). Очень полезны для сенсорного развития малышей дошкольного возраста деревянные игрушки благодаря природному материалу, его свойствам и фактуре.

На третьем году жизни ребенка характерно ускоренное сенсорное развитие. Дети стремятся следовать образам, которые дают взрослые. Из развивающих занятий весьма полезными будут игры с мозаиками, конструкторы, рисование красками или карандашами.

Критериями нормального сенсорного развития детей дошкольного возраста к трем годам могут быть следующие:

  • ребенок успешно сопоставляет фактуру, форму и другие признаки предметов;
  • может сгруппировать предметы по заданным признакам (форма, цвет, величина и другие);
  • обозначает предметы (лес, река, дом) по их сенсорным признакам;
  • уверенно употребляет названия предметов для обозначения форм;
  • сортирует предметы согласно их признакам;
  • активно использует в речи названия цветов.

Весьма полезным упражнением для сенсорного развития малышей дошкольного возраста может быть игра в прятки с предметами. Для этого предметы разной формы покрываются тканью, и малыш должен на ощупь назвать, о чем идет речь.

В три года ребенка уже можно спрашивать, чья это вещь (мамина, папина и т.д.).

Чтобы развить восприятие формы, можно разложить на кровати или коврике разные фигурки из бумаги, перемешать их, а потом попросить малыша рассортировать по формам. Полезным будет раскладывание палочек, карандашей, спичек; можно поиграть с шариками, мячиками, кубиками, сортируя их по цвету, форме, величине, объему.

Для сенсорного развития обязательно нужно, чтобы ребенок играл в песочнице. Это незаменимые упражнения для тактильных ощущений. А чтобы обеспечить малыша этой возможностью даже зимой, сделаем домашнюю песочницу своими руками.

сенсорное развитие детей дошкольного возраста3

К оглавлению ↑

Как сделать песочницу?

5-6 кг. манной крупы (она заменит нам песок). Большой таз. Горох, гречка, фасоль, рис, бобы, макароны, орехи…в общем все что есть из круп и орехов дома.

Варианты занятий

  • Выбираем бобы, макароны, орехи из манки и собираем в отдельную мисочку;
  • пересыпаем ложкой (чайной и большой) из одной миски в другую крупу, а потом пробуем то же самое сделать руками;
  • солим (покажите малышу, как можно взять тремя пальцами небольшую горсть манки и сыпать ее);
  • рисуем веселые картинки пальчиком на подносе с манной крупой; учимся просеивать при помощи сито;
  • ищем клад в манке (кладом могут быть разноцветные бусины, пуговицы, игрушки);
  • учимся сортировать (выбираем из манки бобы и макароны и складываем в две отдельные мисочки);
  • играем с воронкой (просеиваем через нее крупу, просовываем бобы, макароны);
  • учимся отгадывать, что это за крупа на ощупь, не глядя.

Вот в такие вот игры по сенсорному развитию можно играть с самого раннего возраста, даже с 6 месяцев. Тазик с манкой можно поставить в ванную и туда же определить малыша. Таким образом, Вы не будете волноваться, что малыш рассыплет несколько крупинок, и Вам придется убирать за ним всю квартиру.

Меры предосторожности: не оставляйте малыша одного с крупой и мелкими игрушками, это опасно. Кроме того, такой тазик можно держать всегда наготове и время от времени предлагать малышу поиграть с ним. Когда малыш подрастет, можно будет вводить более интересные игры уже с подготовкой родителей. Вот, например, наш жираф. Мы его украшали кукурузной крупой, а пятнышки делали с помощью гречневой крупы.

сенсорное развитие детей дошкольного возраста5

Играйте со своими малышами и фантазируйте! Это принесет огромную пользу и радость для всех.

К оглавлению ↑

Связь с автором этого сайта, автором книг по раннему развитию

1
2
3
4




Комментарии:

  1. Ирина:

    А как быть, если малыш все тянет в рот??? Он же захочет попробовать эти интересности на вкус?

    • admin:

      Ирина, здравствуйте! Не бойтесь того, что малыш хочет попробовать все на вкус — это его естественная потребность. В случае с крупами я своей дочке позволяла попробовать гречку, чечевичку, рис на вкус, ничего страшного не случилось. Конечно, в случае с пуговицами, бусинами, надо обязательно присутствовать, когда малыш играет, но зато сколько пользы Вы принесете для развития его мелкой моторики пальцев рук и как следствия развитие речи.

    • morskaia:

      Лучше не спешить. Мы тоже все тянули в ротик, до определенного времени. Сейчас уже играем без проблем:)

Добавить комментарий