Речевое развитие детей 2-3 лет

Мы все с нетерпением ждем, когда наши крохи начнут говорить. К годику они произносят долгожданное «мама», «папа». До двух лет ребенок выговаривает  в основном несколько слов или словосочетаний.

девочка

В чем проявляется задержка речи у трехлетних детей?

После двух лет в речи малыша может произойти неожиданный скачок, способствующий дальнейшему развитию речи. Он начинает связывать слова в предложения, словарный запас, который накопился в памяти, буквально вырывается наружу.

К 3 годам все дети неплохо говорят, пытаясь рассказывать о своих впечатлениях и переживания. И хотя речь ребенка 3 лет не всегда понятна из-за плохого умения пользоваться речевым аппаратом и правильно связывать слова, не пугайтесь. Это нормальный процесс. Не мучайте малыша походами к врачу логопеду.

Лучше сходите к стоматологу. Задержка речевого развития может быть обусловлена короткой уздечкой или неправильным прикусом.


Врач посоветует, каким образом и когда лучше заняться лечением. Например, если уздечку ребенку не подрезали в роддоме или в младенческом возрасте, в следующий раз это можно сделать в 5-7 лет. Иногда дефект устраняют несложные упражнения для речевого развития без оперативного вмешательства.

К оглавлению ↑

Как родителям распознать?

К оглавлению ↑

Какой должен быть уровень?

Уровень развития речи ребенка 3 года уже позволяет ему пользоваться небольшими предложениями и даже распространять их прилагательными.

Малыш высказывает свои суждения обо всем, что его окружает, делает свои умозаключения. Он пытается обобщать, объединяя сходные предметы или явления в одну группу.

занятие с ребенком при задержке речи

В это время активно формируется умение использовать падежные окончания и формы глаголов, в речи появляются местоимения (он, мой, твой), числительные (один, два), наречия (там, тут), притяжательные прилагательные (мамин, бабушкин).

Ребенок в этот период очень чутко относится к звучанию языка:

  1. создает новые слова или формы слов,
  2. пытается рифмовать,
  3. более отчетливо произносит звуки и слоги.

Причем все фонетические изменения в речи малыша происходят наряду с совершенствованием грамматики.

В целом, речь детей 3-4 лет характеризуется словарным запасом в 1500-2000 слов.

Однако, несмотря на все достижения, детская речь в этом возрасте далеко не идеальна. Не всегда получается составить связный и понятный взрослым рассказ, много грамматических ошибок, неточно употребляются предлоги и падежные окончания. Такая задержка речевого развития у детей может быть обусловлена множеством факторов.

Не обходится и без проблем в произношении определенных звуков, например, свистящих (с, ц) и сонорных (р, л). Задержка речевого развития может выглядеть по-разному.

Например, если свистящий звук находится рядом с другим согласным, ребенок может опустить один из этих звуков в своей речи  (сол – стол), а в случае с сонорным согласным — заменить его похожим звуком (двель – дверь). Нередко дети путают звуки ц – с, ш – с, р – л, взаимозаменяя их. В труднопроизносимых словах малыш может опускать и даже переставлять не только отдельные звуки, но и целые слоги (апельсины – лепесины), или придумывать собственные обозначения (огурец – пеха), новые грамматические формы (наесться макарон – намакарониться).

Интересно наблюдать за детьми, которые в 3-4 лет посещают различные кружки или детские сады, где учат сразу несколько языков. Поскольку речь ребенка в 3 года еще окончательно не сформировалась, дети могут смешивать слова из разных языков. Однако этот факт не означает, что налицо задержка развития у малыша. Например, a pencil (англ.) + пензлик (рус.) = э пензлик (карандаш). Не пугайтесь.

Все «широховатости» речи этого возраста не патология, постепенно они уйдут, и большую роль в этом процессе будет играть внимание взрослых.

девочка развивает речь

К оглавлению ↑

Как исправить недостатки? Интересные игры и творчество

Какие же действия родителей помогут быстрее исправить недостатки речи у детей?

  1. Если присутствует задержка речевого развития, прежде всего, взрослые должны корректно и ненавязчиво исправлять малыша, если он неверно употребляет слово или его грамматическую форму. Повторите фразу ребенка правильно. Следите за своей речью.
  2. В ней не должно быть слов-«паразитов», иначе через некоторое время вы услышите их из уст своего сына или дочери. Помните, что «выдать» он может их где угодно: в магазине, в гостях, в транспорте. И как бы Вам не пришлось за него краснеть.
  3. Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов также не идет ребенку на пользу. Они тоже могут провоцировать задержку речевого развития. Произносить их намного сложнее, и ваш кроха, скорее всего, начнет говорить неразборчиво, невнятно. Лучше называйте слова так, как они есть на самом деле.

Например, говорите слон, а не слоник, глаз, а не глазик, рот, а не ротик. Иначе в будущем Ваш ребенок так и будет называть эти слова.

Если вы не уверены, что сами являетесь образцом литературной речи, больше читайте ребенку книги, стихотворения, народные и авторские сказки, где текст проверен веками.

Речевое развитие детей 3 лет напрямую зависит от развития мелкой моторики (т.е. стимулирование кончиков пальцев).

Учеными доказано, что люди, которые в старости имеют хобби, связанные с мелкими движениями пальцев, дольше сохраняют ясность ума.

Детский ум тоже развивается быстрее, если ребенок занимается рукоделием или играет с мелкими предметами. Поэтому прививайте малышу любовь к творчеству, предлагайте соответствующие упражнения или игры:

  1. лепите с ним игрушки из пластилина, теста или глины,
  2. делайте аппликации,
  3. плетите бусы из бисера или камешков,
  4. играйте с маленькими игрушками и т.д.

Если у вас не хватает умения и фантазии, существует масса методических пособий для родителей с заготовками для поделок, где показано, как делать подобные упражнения.

В конце концов, поиграйте с ним в пальчиковые игры. Вспомните, как в детстве папа и мама показывали вам театр теней только с помощью рук, складывая из пальцев мордочки животных. Пусть и ваш кроха попробует сделать кошечку или собачку. Такие игры приносят массу восторга!

Еще один немаловажный момент, от которого зависит качество речевого развития детей до 3 лет, – это грамотное и заинтересованное общение с ними родителей.

Нельзя просто слушать детей, поддакивая им, в этот момент думая о своем. Задавайте крохе вопросы, стимулирующие логическое и образное мышление, разговаривайте с детьми. Например, «какого цвета этот листик?», «какого цвета бывают листья на деревьях?», «какой листик на ощупь?».

Расскажите малышу, что каждый предмет может иметь несколько характеристик: вода прозрачная и прохладная, яблоко красное и гладкое и т.д.

Если вы читали сказку или стихотворение для детей, попросите пересказать содержание. При этом следите, чтобы слова произносились как можно внятнее и отчетливее, обращайте на это внимание.

Можно поиграть с ребенком в ролевые игры. Предложите малышу представить себя в роли продавца в магазине, воспитателя детского сада, какого-нибудь сказочного персонажа (мишки, зайчика) – вариант игры может быть любой. Такие упражнение стимулируют управление силой и высотой голоса. Самое главное, что несут в себе такие занятия, это спокойствие: нужно стараться не кричать на ребенка, не раздражаться, когда что-то не получается.

К оглавлению ↑

Мультфильмы и видео

У большинства родителей бытует мнение, что мультики и видео не способствуют развитию речи. Наоборот, из-за частого просмотра телевидения происходит задержка речевого развития.  Отчасти это так.

Если ребенок смотрит мультфильмы бесконтрольно, часами, то задержка речевого развития действительно может присутствовать.

Когда малыш смотрит мультики, не возникает обратной связи, т.е. ребенок ничего не говорит в ответ.

Однако можно предложить крохе развивающие мультики, картинки на видео, просмотр которых будет строго дозирован. Такие мультфильмы могут содержать упражнения, игры, картинки, занятия, стимулирующие разговор. Это так называемые интерактивные мультфильмы.

Такие мультики специально разрабатываются педагогами, логопедами, врачами. Мультфильмы призывают ребенка сказать что-либо, повторить за диктором, ответить на вопрос. Упражнения в них поданы в форме игры, поэтому ребенку не бывает скучно. Все мультфильмы показываются в размеренном темпе, чтобы кроха понял, о чем речь.

Например, на видео могут быть записаны картинки, которые ребенку предлагается просмотреть. Параллельно диктор озвучивает картинки. Такие мультфильмы дают хорошие результаты, как показывает практика. Задержка развития речи если не ликвидируется полностью, то, по крайней мере, значительно уменьшается.

Скачать такие мультики можно на сайте. Мультфильмы достаточно показать в течение получаса за весь день. Если это картинки на видео, то показываться такие картинки должны в течение нескольких секунд каждая.

Мультики не обязательно скачивать. По желанию смотреть развивающие мультфильмы можно онлайн. В них тоже действуют любимые малышами герои, однако нацелен сюжет на развитие речи детей. Эти мультфильмы не принесут вреда вашему крохе, а видео занятия, наоборот, будут способствовать развитию речи.

К оглавлению ↑

Рекомендации и выводы

Помните: ваше дитя только учится говорить. Качество речевого развития детей в 3-4 года еще очень далеко от речи взрослого человека, и это нужно принять как факт. Чем больше вы будете беседовать с малышом, проводить с ним занятия, игры, акцентировать его внимание на особенностях ударения или произношения слов, смотреть развивающие видео, мультфильмы, картинки, тем быстрее вы добьетесь результата.

Важно не только научить правильно говорить, но и «слушать» язык, чтобы ребенок, когда подрастет, в куче «словесного мусора» нашей сегодняшней жизни мог увидеть бриллианты: говорить не на языке уличной шпаны, а на языке Пушкина, Достоевского и Толстого…

Видео «Учимся говорить красиво» для детей 3-4 лет:

Также вы можете посмотреть видео с элементами передачи, которую ведет известный педиатр Евгений Комаровский.


Оцените статью:
1 Ужасно2 Плохо3 Нормально4 Хорошо5 Отлично (1 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...



Добавить комментарий