Учимся читать быстро!

Хорошая техника чтения – залог не только высокой успеваемости ребенка в школе, но и его последующих успехов во взрослой жизни. Тот, кто быстрее читает, а, значит, воспринимает информацию, способен получить больше сведений в единицу времени и точнее ориентироваться в окружающей действительности. В конце концов, такой человек быстрее мыслит.

книгаТак рассуждают многие матери, чьи дети собираются идти в первый класс. Техника чтения у большинства не слишком низкая, кто занимается этим с детьми, однако всегда хочется как лучше. Многие родители волнуются, как будут чувствовать себя дети в школе, куда могут прийти гораздо более подготовленные дети.

Тем, кто желает повысить скорость прочтения книг своих детей, скажу, что для малыша, который только научился читать, этот процесс довольно  сложен, поскольку в нем задействованы:

  1. память,
  2. слух,
  3. зрение,
  4. воображение.

Однако излишне быстрое чтение, наоборот, мешает усвоению прочитанного.

Чтобы научить ребенка читать быстро мы должны знать следующий момент: оптимальной скоростью чтения считается 120-150 слов в минуту.

Именно при такой скорости человек способен понять и запомнить материал наилучшим образом.

И вот я стала усиленно изучать предлагаемые методики по скорочтению. Сразу предупреждаю об ошибке некоторых родителей, основываясь на собственном опыте. Практика скорочтения значительно отличается от методики доведения скорости прочтения до оптимальной, нормальной. Тем более, скорочтение больше применимо в практике взрослых людей, которым необходимо усваивать большое количество материала. Детям это не нужно. Научите их просто правильно и внятно произносить слова при чтении, понимать текст.

Причины медленного чтения

Чтобы понять, как научить детей читать быстро, нужно разобраться в причинах медленного чтения.

Перечислю некоторые из них:

  1. Малыш плохо запоминает материал, часто отвлекается, не сосредотачивается на самом процессе прочтения, а если и читает, то не вдумывается в смысл. Следовательно, даже при нормальной скорости текст не будет полностью освоен. Такое чтение не является результативным, поскольку проверка скорости всегда включает в себя проверку понимания содержания.
  2. Ребенок способен охватить зрением только несколько букв, а не все слово. Для того чтобы понять смысл слова, таким детям необходимо сначала соединить слоги в слова, что забирает много времени.
  3. Словарный запас крохи достаточно мал, малыш долго думает над значениями слов, прежде чем перейти к следующим.
  4. Слово перечитывается несколько раз для гарантии, что оно озвучено верно. Такой процесс называется регрессия.
  5. Нечеткая дикция, артикуляционный аппарат не развит. Кроха мямлит, глотает слова или окончания.
  6. Текст, подобранный для чтения, не соответствует возрасту малыша, труден для понимания.

дети читаютЗдесь я назвала те причины, с которыми сталкиваются большинство родителей, занимаясь с детьми, о которых я прочитала в специализированной литературе. Возможно, существует еще множество. Однако эти наиболее популярные.

Советы и рекомендации

  1. Сядьте вместе с малышом и начните зачитывать самые простые тексты, например, сказки. Прочитав один фрагмент, сошлитесь на свою усталость и предложите ему продолжить чтение. В какой-то момент Вы начнете понимать, что у Вашего чада проявляется некоторая заинтересованность, так как присутствует слушатель — мама. Советую также писать задания на бумаге, тем самым заставляя сыночка или дочку прочитать небольшой текст лишний раз, чтобы выполнить требуемое или сделать свою почту, в которую вкладывать письма от какого-нибудь фантастического героя, который хочет подружится с Вашим малышом! Таким образом, чтение постепенно войдет в быт Вашего чада и становится неотъемлемой частью его жизни.
  2. Очень хорошая идея делать так называемые диафильмы: на компьютере создавать слайды с картинками и текстами, а затем показывать как фильм, но значительно медленнее, чтобы кроха мог прочесть текст за определенное время.
  3. Еще одно увлекательное упражнение – чтение одного и того же текста несколько раз. Прочитав впервые, посчитайте количество слов. После второго прочтения прибавьте, после третьего – еще больше. Из практики моих знакомых малыши сами собой начинали читать быстрее, постепенно появляется уверенность в своих силах. Однако четыре и более раз читать не следует – упражнение становится бессмысленным.
  4. Можно читать текст про себя – это гораздо быстрее, так как не надо тратить время на его озвучивание. Но маленьким детям лучше читать больше вслух: развивается слуховое восприятие, разрабатывается артикуляционный аппарат. Следите, чтобы малыш читал четко, не жужжал, не причмокивал, не соединял слова звуками-паразитами.
  5. Очень хорошая игра в слова. Можно придумать массу вариантов. Например, написать труднопроизносимые слова на бумажках и приклеить их на предметы, чаще всего попадающие в поле зрения. Предложите малышу дописать слова, создавая новые: кот-котик-котенок. Такая игра расширит словарный запас. Можно написать слова, которые бы отличались одной буквой: кит-кот и попросить крохе найти отличия. Это полезно особенно тем детям, которые склонны путать буквы или звуки.
  6. Обязательно занимайтесь артикуляционной гимнастикой. По собственному опыту знаю, что такие упражнения не только полезны, но и приятны. Их можно превратить в увлекательную игру. Это и скороговорки, которые легко инсценировать, пантомима. Играйте вместе с ребеночком! Это сблизит вас и научит находить общий язык.
  7. Советую применять на практике элементарные детские кроссворды. Их можно найти в огромном количестве в литературе, посвященной детским головоломкам, Интернете или придумать самим. Моя подруга при обучении своей дочери быстрому чтению просто пересекала  одно слово другим в какой-нибудь букве и просила подобрать второе слово. Берите несложные примеры. Главное – чтобы малыш проявил интерес и сообразительность.
  8. При нормальной скорости чтения просто необходимо предугадывать следующее слово по первым буквам. Например, Вы пишете слово, а за ним – две-три буквы следующего и просите додумать варианты. У Вас могут получится довольно оригинальные словосочетания. Другой вариант этой игры – складывание слов из двух половинок, когда перед малышом лежат карточки с половинками слов, и из них необходимо составить известные ему слова.дети читают2
  9. При чтении чрезвычайно важно зрительное восприятие текста. Предлагайте вашему малышу тексты, напечатанные разными шрифтами, цветами, рукописные варианты, чтобы он не привыкал к одному виду букв, а умел разбирать почерк и видеть одну и ту же букву в разных написаниях.
  10. Перед чтением вслух попробуйте почитать текст, плотно сжав зубы и губы. Для чего? Чтобы Ваше чадо увидело разницу между плотно сжатым ртом и четкой артикуляцией. Тогда он сознательно будет стараться задействовать речевой аппарат.
  11. Включайте музыку, когда кроха читает. Желательно, чтобы она отражала ритм и содержание текста (например, тексту о весне подойдет радостная и одновременно торжественная музыка  в ритме марша или вальса). Простучите ритм, попробуйте прочитать отрывок в этом ритме под музыку. Это очень полезное упражнение. Оно развивает не только музыкальное чувство ритма, но и речевое.
  12. При чтении вслух важно следить за правильным дыханием. Одна смысловая фраза должна произноситься на выдохе. Пытайтесь произнести так все согласные звуки в русском языке, затем переходите к скороговоркам. При правильном дыхании речь становится логически завершенной, музыкальной, появляется возможность варьировать интонацию.
  13. Кстати, об интонации. Если ваш малыш научился более-менее быстро читать, начинайте следить за тем, чтобы то как он читает выглядело выразительно. Почитайте с ним по ролям. Например, вы исполняете роль волка и читаете басом, а малыш, читая реплику зайчика, произносит ее жалобно, высоким голосом. Затем поменяйтесь ролями.
  14. Чередуйте прочтение отрывков про себя и вслух, просите отыскать в тексте заданное слово, следите, чтобы темп чтения не спадал при переходе на другой абзац или отрывок текста.
  15. Одно из наиболее интересных упражнений – таблицы Шульте. Смысл их в том, что вы рисуете квадрат из 30 ячеек и заполняете их числами вразброс. Малыш должен как можно быстрее поставить числа по порядку. Если ребенок знает алфавит, числа можно заменить буквами и попросить поставить их в том порядке, в каком они расположены в алфавите.

Экспериментируйте с заданиями. Но главное, задумываясь, как научить ребенка быстро читать, размышляйте над тем, как сделать занятия интересными, недолгими, но регулярными и частыми. Именно в этом будет заключаться залог вашего успеха!


Оцените статью:
1 Ужасно2 Плохо3 Нормально4 Хорошо5 Отлично (Пока оценок нет)
Загрузка...



Комментарии:

  1. Денис:

    Очень полезная информация!

Добавить комментарий